Психологическая реабилитация инвалидов по зрению в ЦРС ВОС города Волоколамск.
Педагоги-психологи ЦРС ВОС города Волоколамск: Малышева Ольга Михайловна, Шалагина Татьяна Савельевна.
Человек, потерявший зрение, поступает в Центр реабилитации слепых со множеством психологических проблем, которые возникли у него, как правило, неожиданно. На полную или частичную потерю зрения может влиять следствие прогрессирующего заболевания, несчастный случай, дорожно-транспортное происшествие, участие в боевых действиях, но про каждого инвалида по зрению можно сказать, что он оказывается в глубоком стрессе.
Стресс потерявшего зрение - это особенное состояние, возникшее в ответ на экстремальное воздействие ситуации, вызвавшей внезапную потерю зрения. К слову сказать, потеря зрения всегда воспринимается как внезапная, потому что лишение даже малейшего остатка зрения ведет к дезорганизации личности, к потере ориентиров пространства территории и души.
Все признаки обозначенного стресса можно разделить по сферам их проявления:
• психофизиологической;
• эмоциональной;
• поведенческой.
Поскольку слепота приводит к полной или частичной потере зрительного контроля и меняет кардинальным образом ситуацию не в лучшую сторону, стресс потери зрения часто проявляется в формировании мышечного панциря (огромном, неоправданном напряжении всех мышц), в спазмах разного рода и вида, в повышении и/или понижении кровяного давления и других вегетативных изменениях, ведущих к появлению сопутствующих заболеваний, усугубляющих состояние инвалида по зрению.
На эмоциональном уровне последствия потери зрения проявляются в виде осознаваемой или неосознаваемой постоянной тревоги, повышенной возбудимости, раздражительности, невозможности сосредоточиться. Неизбежно возникает ощущение потери контроля над ситуацией и над своим поведением, что неизменно вызывает чувство беспомощности, безнадежности, страх, панику.
Потеря зрения влечет перемену привычного образа жизни: человек уже не может выступать в удобной, сформированной годами роли, поэтому зачастую теряет смысл жизни.
Надо отметить особенную группу инвалидов по зрению, поступающих в наш Центр на реабилитацию. Это участники СВО. Они вместе со всеми реабилитантами проходят программу адаптации к новому состоянию, но для них разработана особенная программа психологической реабилитации, которая включает в себя программу психофизической разгрузки, группы самопомощи, индивидуальное психотерапевтическое сопровождение, содержащее методики работы с особо глубокой травмой и посттравматическим стрессовым расстройством.
На базе ЦРС ВОС города Волоколамск психологическая помощь осуществляется в два этапа:
1)этап психодиагностики;
2)этап психокоррекции и психопрофилактики.
На психодиагностическом этапе выявляется внутреннее состояние реабилитанта, его характерологические и личностные особенности, намечаются направления психологической работы.
Психокоррекционный и психопрофилактический этап предполагает индивидуальную и групповую работу.
В индивидуальном психологическом консультировании используются следующие направления психотерапии и психологического консультирования:
1)клиническая психотерапия;
2)когнитивно-поведенческая психотерапия;
3)психотерапевтическая кинезиология;
4)нейролингвистическое программирование;
5)гипноз Дэвида Гроува;
6)методы телесно-ориентированной психотерапии;
7)арт-терапия;
8)метод ассоциативных метафорических карт;
9)ДПДГ (десенсибилизация и переработка травмы посредством движения глаз и включения телесных реакций).
В индивидуальной психотерапии в совместной работе психолога и человека с ограниченными по зрению возможностями определяются стрессоры в качестве проблем, требующих разрешения, ставятся реальные цели, определяются приоритетные проблемы, обозначаются этапы достижения целей, выбираются наиболее приемлемые способы и методы решения задач. Итогом индивидуальной психокоррекционной работы становится безэмоциональный пересмотр исходной проблемы в свете попытки ее самого продуктивного решения, формирование навыков самоконтроля в виде:
• умения управлять собственным поведением в конфликтных ситуациях и в ситуациях достижения личных целей в состоянии потери зрения;
• умения осознавать свое эмоциональное и физиологическое состояние с целью формирования продуктивной модели поведения;
• умения влиять на познавательные процессы (например, на недооцененные мысли и мотивы) и корректировать их.
В процессе индивидуальной психокоррекционой работы инвалиды по зрению учатся анализировать свое психологическое состояние и находить адекватные способы снятия высокого внутреннего напряжения после потери зрения.
Групповая психотерапия
Программа психофизической коррекции и профилактики эмоционального состояния после потери зрения.
Цель программы-освобождение от излишнего физического и эмоционального напряжения.
Данная программа является важной составной частью системы психологической реабилитации инвалидов по зрению, в том числе инвалидов, ослепших в ходе участия в СВО, так как способствует нормализации психического и физического состояния человека после потери зрения, а именно:
• устраняет неблагоприятные эмоциональные состояния; снимает эмоциональную и физическую напряженность, раздражительность, повышает работоспособность и способность к усвоению учебного материала, что является неоценимой помощью процессу реабилитации инвалида по зрению;
• уменьшается раздражительность, тревожность, нейтрализуются навязчивые воспоминания, улучшается качество сна и самочувствия, снижается общая невротизация личности и повышается решительность и уверенность в себе, что способствует стабилизации поведенческих реакций после потери зрения, улучшению социальной адаптации и способности к психофизиологической мобилизации инвалида по зрению, в том числе участника СВО;
• техники образной терапии, использованные в программе, помогают избавиться от периодов дурного настроения, от тоски и разочарования, помогают преодолеть бесполезный пессимизм, который часто подрывает самооценку и вызывает апатию, уныние и чрезмерную самокритичность.
Задачи программы:
• формирование и закрепление навыков релаксации(расслабления);
• формирование умений регулировать собственные эмоции (умение управлять своим психологическим состоянием и настроением);
• выработка навыков сохранения и укрепления собственного психологического здоровья;
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• мотивирование к дальнейшему поиску оздоравливающих технологий, профилактических и реабилитационных мероприятий и использованию полученных знаний и навыков в практической деятельности.
1 блок-обучение навыкам активной релаксации.
2 блок-пассивная релаксация (техники образной терапии, техники управления чувствами и настроениями, техники создания ресурсного состояния).
Кружок психологических знаний
На занятиях кружка психологических знаний, регулярно функционирующего на базе психологического кабинета, слушатели имеют возможность узнать о типах характера людей и разобраться в том, к какому типу они сами относятся, соответственно, научиться определять стратегию и тактику общения с людьми разных типов характера. Это дает возможность грамотно решать и даже предвосхищать конфликтные ситуации, что особенно важно инвалиду по зрению, в том числе участнику СВО, ослепшему тогда, когда к этому не было никаких предпосылок.
Знания основ саногенного мышления помогут незрячему человеку перенаправить свое сознание в позитивное русло, научиться справляться с эмоциями обиды, вины, стыда, дадут возможность понять чувство любви.
Знакомство с основами теории Эрика Берна (теории конфликтного и бесконфликтного общения) даст возможность инвалиду по зрению научиться свободно лавировать в огромном море человеческих конфликтов, находить правильные варианты грамотного взаимодействия с окружающими.
Овладев на занятиях кружка теоретическими знаниями основ психологии общения, люди с ограниченными возможностями по зрению смогут научиться понимать свое внутреннее состояние, грамотно решать конфликтные ситуации, реализовывать свои коммуникативные потребности.
Тренинг социального общения
Человек не может жить без общения. Потеря зрения влечет за собой изменение того характера общения, к которому привык инвалид по зрению до появления слепоты. Привычные навыки общения теперь стали мало применимы или абсолютно неприменимы.
Программа тренинга социального общения «Возьмемся за руки, друзья!»- практическая программа. Она включает в себя психологические упражнения и игры, позволяющие инвалиду по зрению получить новые навыки коммуникаций без опоры только на зрительное восприятие. В ходе тренинга инвалид по зрению учится осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние тех, с кем ему приходится взаимодействовать. Это в дальнейшем поможет ему оптимизировать процесс общения и направить его в новое продуктивное русло.
В процессе тренинговых занятий инвалид по зрению получит возможность оценить свою модель поведения в общении и изменить ее (если это необходимо) для того, чтобы общение стало конструктивным, легким и приносящим удовольствие всем его участникам.
Результатом работы становится осознанная и самостоятельно выработанная модель поведения, алгоритм, для которого характерно сочетание адекватной напористости (социализированной агрессии) и уступчивости, тактичности, соответствующей ситуации общения.
По завершении тренинговых упражнений слушатели отмечают свое изменившееся внутреннее состояние, которое теперь уже характеризуется:
• более уверенным, но тактичным поведением;
• способностью адекватно оценивать свое поведение и корректировать его в зависимости от ситуации;
• осознанным желанием идти на контакт.
Женский клуб
Женский клуб – это особая группа для женщин-инвалидов по зрению, которая помогает им в условиях потери зрения не потерять себя, а именно:
• развить свой женский потенциал путем познания себя и своего партнера;
• формировать уважение к мужчине, который находится рядом, и позволять ему при этом быть самим собой;
• чувствовать и осознавать, что представляет собой женственность;
• соотносить «женское начало» с представлениями и знаниями о себе;
• обретать больше уверенности в себе как в Женщине;
• познавать секреты привлекательности для мужчин;
• познать некоторые секреты, позволяющие выстраивать гармоничные отношения с мужчинами.
Основная цель данной программы-способствовать раскрытию женственности и формированию и обретению уверенности в себе в состоянии потери зрения.
По окончании комплексной психологической реабилитации, являющейся неотъемлемой частью общей социальной реабилитации, люди с ограничениями возможностей по зрению отмечают изменение своего внутреннего состояния, которое выражается в улучшении настроения, в определении ближайших и перспективных планов, в обретении нового смысла жизни. Инвалиды по зрению делают выводы о том, что значительно увеличилось их безбарьерное пространство, стало легче общаться с людьми, они научились понимать себя и осознавать желания своих близких, контролировать свое внутреннее состояние. Все это позволяет, невзирая на существенные и значимые ограничения в зрении, почувствовать себя равными по многим возможностям зрячим людям.
Сборник статей, адресованных реабилитологам, педагогическим работникам, психологам, работающим с людьми с ограниченными по зрению возможностями, и членам семей незрячих, подготовленный психологом ЦРС г. Волоколамск Малышевой О.М.
Сборник статей можно скачать по ссылке ниже
"Найти точку опоры" сборник статей Малышевой О.М.
Комплексная программа реабилитации инвалидов по зрению (участников СВО)
Методические рекомендации членам семей и родственникам инвалидов по зрению (участников СВО)
Психология для жизни. (советы психолога Малышевой Ольги Михайловны)