Система Брайля.
Преподаватели: Хлебникова Татьяна Анатольевна, Усачева Татьяна Владимировна.
В век технического прогресса можно долго спорить о значении системы Брайля, но те, кто владеют ей, могут получить качественное образование, полноценно реализовать себя в профессиональной деятельности, насладиться художественной литературой, взяв в руки увлекательную книгу, расширить круг общения, почувствовать себя в быту более независимым, а значит более реабилитированным. Главное преимущество системы Брайля заключается в том, что она позволяет незрячему быть грамотным человеком.
Отсутствие зрения делает невозможным овладение обычным способом чтения и письма. Чтобы решить эту проблему, многие искали выход в применении для чтения и письма слепых осязания. Во всех шрифтах, созданных ранее, не учитывалась важная деталь: глаз лучше улавливает линию, а палец - точку. Таким путём пошёл изобретатель рельефноточечного шрифта француз Луи Брайль.
Исходный, базовый знак его письменности - шеститочие. Оно прекрасно приспособлено для осязания. Комбинируя шесть точек, Брайль придумал шестьдесят три знака, изображающие буквы, знаки препинания, цифры, ноты и т.д. Удобство системы Брайля состоит в том, что рельефно - точечные символы невелики по размеру и просты по форме.
Целью программы обучения по системе Брайля является: сообщение учащимся определенных теоретических знаний, формирование устойчивых умений и навыков письма и чтения рельефно - точечным шрифтом литературного текста, математических записей, ознакомление с основными тифлотехническими средствами.
Программа включает 3 раздела:
- знакомство с системой Брайля;
- изучение букв, цифр, знаков препинания;
- послебукварное чтение и письмо.
Курс обучения письму и чтению по системе Брайля рассчитан на 80 учебных часов в форме поурочных занятий. Для учащихся, проявляющих интерес к изучению системы Брайля, предусмотрены факультативные занятия.
Овладение системой Брайля - процесс сложный и длительный. Он требует серьезного, кропотливого труда и большой концентрации внимания. Результат достигается медленно, путем механических тренировок, что отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии обучающихся. Многократные повторения приводят к быстрому утомлению. Поэтому на уроках чередуются различные виды деятельности, используются разнообразные наглядные пособия, подбираются упражнения и задания, вызывающие интерес. В целом всё это повышает эффективность обучения.