Пространственная ориентировка.
Преподаватели: Волкова О.А., Лужнева А.А., Михеева А.Ю., Панкова С.А., Порцина Е.В., Сметанин А.А.,
Усачева Т.В., Фирсова Н.Ю.,Числова Н.Л., Шарикова А.А.
Центральным звеном социальной реабилитации является обучение слепых пространственной ориентировке, так как возвращает незрячим и слабовидящим людям способность ориентироваться в малом и большом пространстве.
От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, на рабочем месте, на улицах и в учреждениях своего города, в общественных местах, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция инвалидов по зрению в современное общество.
Цель изучение предмета «Пространственная ориентировка» - формирование навыков самостоятельного передвижения инвалида по зрению, как в знакомом, так и незнакомом пространстве.
Основные задачи учебного курса по ориентировке:
1. Формировать у реабилитантов умения и навыки безопасного передвижения в пространстве.
2. Формировать обобщенные способы ориентировки в помещениях, на территориях учреждений и жилых домов, в условиях населенного пункта с использованием сенсорной системы, высших психических функций и вспомогательных средств.
3. Развивать у реабилитантов способность к формированию качественных топографических и пространственных представлений о населенном пункте.
4. Формировать умения и навыки использования городского и междугороднего транспорта.
5. Воспитывать разумную смелость, самостоятельность, уверенность в том, что они смогут ориентироваться без постоянной посторонней помощи.
6. Подготовить инвалидов по зрению к использованию сформированных знаний, умений, навыков ориентировки при самостоятельном передвижении в незнакомом пространстве.
Результатом совместной работы учащихся и педагогов должно стать достижение реабилитантом возможности самостоятельно ориентироваться в большом пространстве, используя сохранные анализаторы.
В нашем Центре по предмету «Пространственная ориентировка» работают 10 высококвалифицированных тифлопедагогов: Лужнева А.А., Михеева А.Ю., Панкова С.А., Порцина Е.В., Числова Н.Л., Шарикова А.А., в том числе, 4 преподавателя – инвалиды по зрению I группы: Волкова О.А., Сметанин А.А., Усачева Т.В., Фирсова Н.Ю. Незрячий преподаватель работает в паре со зрячим преподавателем и на собственном примере показывает возможности незрячих и формирует у реабилитантов уверенность в себе.
Умение использовать сохранные анализаторные системы позволяет в значительной степени компенсировать дефект зрения. Поэтому в программе обучения пространственной ориентировке большое внимание уделяется тренировке сохранных органов чувств. С этой целью в ЦРС созданы кабинеты по развитию осязания, слуха, обоняния.
В кабинете развития осязательной чувствительности при обучении учитывается то, что наглядность у слепых обеспечивается в основном с помощью осязательно – двигательного аппарата.
Реабилитанты учатся приемам обследования предметов, объектов; развивают тактильную чувствительность рук. В тех, случаях, когда предмет невозможно представить в натуральную величину, используются модели, муляжи, макеты различных масштабов.
В кабинете развития обоняния реабилитанты знакомятся с различными пахучими веществами; учатся распознавать, используя обоняние, лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно – гигиенические и другие.
В кабинете развития слуховой чувствительности учатся локализовать источник звука в пространстве и ориентироваться на него, развивать слуховую память и внимание.
Все кабинеты по пространственной ориентировке оснащены необходимыми тифлопособиями: рельефно – графическими планами города, макеты зданий и участков различных маршрутов, которые помогают незрячим сформировать более точное представление о помещении, об изучаемом маршруте, о местности.
На занятиях по пространственной ориентировке незрячие овладевают обобщенными способами ориентирования на основе сохранных анализаторов, обучаются приемам владения тростью, умению находить нужные ориентиры, учатся общению с людьми.
В процессе обучения у незрячих людей проходит чувство страха перед пространством, возвращается способность самостоятельно ориентироваться.
В кабинетах по ориентировке реабилитанты получают теоретические знания и необходимую информацию об изучаемом маршруте.
Практические занятия проводятся непосредственно в условиях города.
От самого реабилитанта требуется терпение и упорство при изучении данного предмета.