Центр реабилитации слепых

город волоколамск

Связаться с Нами

Телефон/факс

(49636) 2-23-39

Адрес электронной почты noycrcvoc@gmail.com

Занятия физическими упражнениями для инвалидов по зрению жизненно необходимы, так как они являются естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитации.

Физическое воспитание слепых и слабовидящих -новый и малоизученный раздел как в теории, так и на практике.

Оно имеет специфические особенности, требует внимания и чуткости. Конечной целью реабилитации инвалидов этой группы выступает их социально -психологическая интеграция, то есть участие в ряде направлений деятельности общества, включение в социальные структуры и связанные с ними сферы жизнедеятельности людей: учебную, профессиональную и другие.

Систематические занятия физическим воспитанием инвалидов повышают их приспособляемость к жизненным условиям, расширяют функциональные возможности, способствуют оздоровлению организма, формируют санитарно - гигиенические навыки. Особенно важно то, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на психику инвалидов, мобилизируют их волю, пробуждают к сознательному участию в жизни коллектива, возвращают чувство социальной полноценности, способствуют установлению социальных контактов.

Физическая реабилитация в ЦРС на профессиональном отделении проводится в двух направлениях:

1. физкультурно - оздоровительные мероприятия;

2. общее укрепление организма и совершенствование физических качеств.

Физкультурно - оздоровительные мероприятия включают в себя:

1) утреннюю гимнастику;

2) уроки физической культуре;

3) факультативные занятия;

4) бассейн;

5) баня.

Занятия по физической культуре проводятся строго индивидуально с учетом данной патологии учащихся.

Занятия проводятся под музыкальное сопровождение с подбором специальных комплексов общеразвивающих упражнений с предметами и без них (гантели, гимнастические палки, мячи, снаряды: гимнастические скамейки, шведская стенка). Эти упражнения направлены на укрепление гибкости и подвижности суставов, развитие силы и выносливости формируют координацию движений что способствует общему укреплению организма; кроме физических упражнений на уроках используются тренажеры, которые периодически обновляются.

1. Велотренажеры

2. Беговые дорожки

3. Силовые тренажеры

Тренажеры являются вспомогательным фактором для достижения данной цели.

В весеннее - осенний период занятий, проводится на свежем воздухе на специально оборудованной спортивной площадке. Занятия на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и ориентировке в большом и малом пространстве.

Связующим звеном в физической реабилитации Центра являются занятия в бассейне. В занятия на воде входят: плавание, акваэробика, игры. Плавание, выполнение физических упражнений и игры в воде оказывают общее воздействие на организм. Двигательная активность в воде является одной из самых эффективных воздействий на опорно -двигательный аппарат, а именно, развитие гибкости и подвижности в суставах, развитие силы, выносливости сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Во время выполнений упражнений в воде участвуют все группы мышц, в том числе и мимические.

Немаловажный фактор имеет закаливание организма, а следовательно повышение иммунитета. Огромное значение имеет релаксационный эффект, то есть снижение напряжения, непосредственное воздействие на центральную нервную систему.

При погружении в воду человек теряет до 90% веса, следовательно значительно снижается нагрузка на суставно - связочный аппарат; особенно это эффективно при заболеваниях опорно -двигательного аппарата.

Ведущим фактором физкультурной активности людей с нарушением зрения должна быть осознанная потребность в освоении ценностей физической культуры, во всем их многообразии.

В заключении хочется сказать: включение инвалидов по зрению в физкультурно -оздоровительную деятельность, является потенциально эффективным фактором их социальной реабилитации, содействующим повышению общефизического развития, определяющего уровень физических качеств инвалидов по зрению, функциональной подготовке, обеспечивающей реабилитацию двигательного потенциала слепых и слабовидящих людей, развитию координационных способностей, навыков и умений ориентировке в пространстве.

Через игровые методы и комплексы специальных упражнений; психологической подготовке, позволяющей сформировать необходимые установки на адекватное восприятие инвалидами по зрению процесса физического воспитания.