Центр реабилитации слепых

город волоколамск

Связаться с Нами

Телефон/факс

(49636) 2-23-39

Адрес электронной почты noycrcvoc@gmail.com


Социальная реабилитация слепоглухих


Отделение социальной реабилитации взрослых слепоглухих было создано в Центре реабилитации слепых (г. Волоколамск) в 1993 году, как реабилитационно-образовательное структурное подразделение Центра.
Руководителем отделения является Полывяная Алла Владимировна, которая координирует всю работу по реабилитации слепоглухих. Реабилитацию проводят квалифицированные преподаватели и воспитатели, которые имеют высшее образование и владеют специальными средствами общения слепоглухих.
Слепоглухие - одна из самых тяжелых категорий инвалидов, так как имеют сочетанную патологию зрения и слуха.
Социальная реабилитация и адаптация инвалидов со сложными сенсорными нарушениями требует индивидуального подхода, так как возможности их интеграции резко снижены в силу имеющихся у них бисенсорных нарушений. Задачами реабилитационного процесса является оказание комплексной помощи слепоглухим в решении следующих проблем:

1. Преодоление социальной изоляции вследствие дефицита общения с окружающими людьми и ограничения доступа к средствам массовой информации посредством обучения специальным средствам общения, системе Брайля, овладению начальными навыками работы на компьютере (с использованием брайлевского дисплея и без), изучение сенсорных устройств (смартфонов на платформах Android и iOS).
2. Развитие навыков ориентировки в микро- и макро-пространстве; пользования сферой общественных услуг (магазином, почтой, транспортом) – с использованием посторонней помощи и самостоятельно.
3. Развитие навыков самообслуживания, личной гигиены и ведения домашнего хозяйства.
4. Адаптивная физическая культура.
5. Выявление и развитие трудовых навыков (допрофессиональная реабилитация), которая включает в себя различные виды ручного труда, позволяющие слепоглухим расширить кругозор и разнообразить свой досуг в домашних условиях. Предметы трудового обучения включаются после собеседования с вновь прибывшими на обучение.

Термин «слепоглухие» не стоит понимать буквально, оно имеет широкое значение, и его используют как общее обозначение лиц, имеющих серьезные нарушения зрения и слуха. У человека могут быть остаточное зрение и слух, но это не облегчает его существование.
Особое значение в структуре дефекта имеет время потери зрения и слуха, т.е. возраст, когда наступило нарушение, и наличие в опыте периода нормального развития.
Важно понимать, что даже незначительные нарушения слуха и зрения являются поводом, чтобы направить человека на обучение в отделение социальной реабилитации слепоглухих. Индивидуальное обучение позволит человеку, имеющему ослабленный слух и зрение комфортно чувствовать себя во время занятий, преподаватель сможет ответить на любой вопрос, который интересует учащегося, и обучение будет проводиться по индивидуально выбранному плану.
Заявки на обучение принимаются от областных правлений Всероссийского общества слепых. Данные заявки оформляются с обязательным указанием таких анкетных данных: пол, возраст, группа инвалидности, имеются ли остатки зрения и слуха, владение специальными средствами общения (дактилология, жесты, система Брайля), наличие тифлотехнических средств (тифлофлешплеер, смартфон, ноутбук, брайлевский дисплей и др.). Все эти данные учитываются при формировании групп.
Следует учитывать, что на обучение принимаются лица, имеющие преимущественно первую группу по зрению в возрасте от 18 лет и старше, исключением может быть прием слушателей со второй группой, которые страдают таким серьезным заболеванием как синдром Ушера, либо имеющим пограничное состояние зрения (между первой и второй группой) и неблагоприятный прогноз. Обучение индивидуальное, на учебу приглашают 2-х человек одного пола (либо мужчин, либо женщин). Продолжительность обучения 2,5 месяца (в отдельных случаях продолжительность обучения может быть увеличена до 5 месяцев).
Для каждого составляется свой учебный план обучения. Программа курса для каждого слепоглухого подбирается индивидуально, в зависимости от характера дефекта и уровня адаптации, выявляемого на основании анкетного опроса в начале заезда. В соответствии с планом, программа обучения может быть сужена или наоборот расширена, в зависимости от возможностей реабилитантов.
По окончании реабилитации учащиеся сдают зачеты преимущественно в практической форме.