Курс "Адаптивная физическая культура на отделении профессиональной подготовки."
Преподаватель: Злобин Владислав Николаевич.
Занятия физическими упражнениями для инвалидов по зрению жизненно необходимы, так как они являются одновременно средством физической, медицинской и социальной реабилитации.
Физическое воспитание слепых и слабовидящих новый и малоизученный раздел как в теории, так и на практике.
Оно имеет специфические особенности, требует внимания и чуткости. Конечной целью реабилитации инвалидов этой группы является их социально-психологическая интеграция, то есть участие в ряде направлений деятельности общества, включение в социальные структуры и связанные с ними сферы жизнедеятельности людей: учебную, профессиональную и другие.
Систематические занятия физическим воспитанием инвалидов повышают их приспособляемость к жизненным условиям, расширяют функциональные возможности, способствуют оздоровлению организма, формируют санитарно - гигиенические навыки. Особенно важно то, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на психику инвалидов по зрению, мобилизируют их волю, пробуждают к сознательному участию в жизни коллектива, возвращают чувство социальной полноценности, способствуют установлению социальных контактов.
Физическая реабилитация в ЦРС на профессиональном отделении проводится в двух направлениях:
1. физкультурно - оздоровительные мероприятия;
2. общее укрепление организма и совершенствование физических качеств.
Физкультурно - оздоровительные мероприятия включают в себя:
1) утреннюю гимнастику;
2) уроки физической культуры;
3) факультативные занятия и кружки;
4) бассейн;
5) баня.
Занятия по физической культуре проводятся строго индивидуально с учетом данной патологии учащихся.
Занятия проводятся под музыкальное сопровождение с подбором специальных комплексов общеразвивающих упражнений с предметами и без них (гантели, гимнастические палки, мячи, снаряды: гимнастические скамейки, шведская стенка). Эти упражнения направлены на укрепление гибкости и подвижности суставов, развитие силы и выносливости формируют координацию движений ,что способствует общему укреплению организма; кроме физических упражнений на уроках используются тренажеры, которые периодически обновляются.
1. Велотренажеры
2. Беговые дорожки
3. Силовые тренажеры
Тренажеры являются вспомогательным фактором для достижения данной цели.
В весенне-осенний период занятия проводятся на свежем воздухе на специально оборудованной спортивной площадке. Занятия на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и ориентировке в большом и малом пространстве.
Связующим звеном в физической реабилитации инвалидов по зрению являются занятия в бассейне. В занятия на воде входят: плавание, акваэробика, игры. Плавание, выполнение физических упражнений и игры в воде оказывают общее воздействие на организм. Двигательная активность в воде является одной из самых эффективных воздействий на опорно -двигательный аппарат, а именно, развитие гибкости и подвижности в суставах, развитие силы, выносливости сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Во время выполнений упражнений в воде участвуют все группы мышц, в том числе и мимические.
Немаловажный фактор имеет закаливание организма, а следовательно повышение иммунитета. Огромное значение имеет релаксационный эффект, то есть снижение напряжения, непосредственное воздействие на центральную нервную систему.
При погружении в воду человек теряет до 90% веса, следовательно значительно снижается нагрузка на суставно- связочный аппарат; особенно это эффективно при заболеваниях опорно -двигательного аппарата.
Ведущим фактором физкультурной активности людей с нарушением зрения должна быть осознанная потребность в освоении ценностей физической культуры, во всем их многообразии.
Таким образом, включение инвалидов по зрению в физкультурно -оздоровительную деятельность является потенциально эффективным фактором их социальной реабилитации, содействующим повышению общефизического развития, определяющего уровень физических качеств инвалидов по зрению, функциональной подготовки, обеспечивающей реабилитацию двигательного потенциала слепых и слабовидящих людей, развитию координационных способностей, навыков и умений ориентировки в пространстве.