Центр реабилитации слепых

город волоколамск

Связаться с Нами

Телефон/факс

(49636) 2-23-39

Адрес электронной почты noycrcvoc@gmail.com

Психологическая реабилитация инвалидов по зрению в ЦРС.

Педагоги - психологи: Шалагина Татьяна Савельевна, Малышева Ольга Михайловна.

В Центр реабилитации слепых человек, потерявший зрение, поступает с множеством проблем, которые, как правило, возникли у него неожиданно. Эти проблемы можно обозначить очень коротко - стресс потерявшего зрение.

Стресс потерявшего зрение - это комплексное психическое и физиологическое состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие ситуации внезапной потери зрения.

Все признаки обозначенного стресса можно разделить по сферам их проявления:

- психофизиологической;

эмоциональной;

поведенческой.

Поскольку слепота приводит к полной или частичной потере зрительного контроля, а, следовательно, кардинальным образом меняет ситуацию не в лучшую сторону, стресс проявляется в мышечном панцире (огромном напряжении всех мышц), в спазмах разного рода и вида, в повышении или понижении артериального давления и других вегетативных изменениях, ведущих к появлению сопутствующих заболеваний, усугубляющих состояние потери зрения.

На эмоциональном уровне последствия потери зрения проявляются в виде осознаваемой или неосознаваемой постоянной тревоги, повышенной возбудимости, раздражительности, невозможности сосредоточиться; неизбежно возникает ощущение потери контроля над ситуацией и над своим поведением, что неизменно вызывает чувство беспомощности, вины или безнадежности, страх, панику.

Потеря зрения влечет перемену привычного образа жизни: человек уже не может выступать в удобной, сформированной годами роли и поэтому теряет смысл жизни.

В Волоколамском Центре реабилитации слепых помогают незрячим людям обрести себя опытные высококвалифицированные психологи Шапагина Татьяна Савельевна и Малышева Ольга Михайловна.

На базе ЦРС психологическая помощь осуществляется в 2 этапа:

1. этап психодиагностики;

2. этап психокоррекции и психопрофилактики.

На психодиагностическом этапе выявляется внутреннее состояние слушателя, его характерологические и личностные особенности, намечаются направления психологической работы.

Психокоррекционный и психопрофилактический этап предполагает индивидуальную и групповую работу

В индивидуальном психологическом консультировании используются новейшие психотехнологии:

 методы арт-терапии (пластилиновая и рисуночная терапия, каракули, мандаты);

песочная терапия;

метод расстановок с помощью фигурок и предметов;

ассоциативные карты;

сказкотерапия;

НЛП;

методы телесно - ориентированной терапии.

В индивидуальной психотерапии в совместной работе психолога и слушателя определяются стрессоры и/или стрессовые реакции в качестве проблем, требующих разрешения. Ставятся реальные цели, при этом как можно точнее определяются проблемы, обозначаются этапы достижения каждой цели. Это позволяет предположить и выбрать наиболее приемлемые направления действий.

Итогом индивидуальной психокоррекционной работы становится пересмотр исходной проблемы в свете попытки ее решения и формирование навыков самоконтроля в виде:

1. умения управлять собственным поведением в конфликтных ситуациях и в ситуациях достижения личных целей в состоянии потери зрения;

2. умения распознавать специальные физиологические виды возбуждения и эмоции (например, раздражение, страх, тревогу и др.), воздействовать на них с целью формирования удобной модели поведения;

3. умения влиять на познавательные процессы (например, на недооцененные мысли и мотивы) и корректировать их.

В результате психокоррекционной работы слушатели научаются анализировать свое психологическое состояние и находят адекватные способы отреагирования высокого внутреннего напряжения после потери зрения.

В психокоррекционной работе после потери зрения существенную роль играет релаксация - метод самостоятельного вызывания у себя аутогенного состояния и самостоятельного выхода из него

В результате релаксации через расслабление мышц человек научается владеть своим физическим и эмоциональным состоянием:

может самостоятельно и быстро успокоиться, снять физическое и психическое напряжение;

может быстро отдохнуть (восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна, простого отдыха лежа, просмотра телепередач или прослушивания музыки, так как человек в тот момент сконцентрирован на своем внутреннем расслабленном состоянии);

расслабленное тело и умиротворенные мысли позволяют спокойнее относиться к стрессовой ситуации потери зрения и последствиям от нее.

Релаксация позволяет научиться регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, что очень важно для профилактики и самостоятельной коррекции психического состояния после потери зрения.

Релаксация позволяет активизировать психические и физические функции, например, память, воображение, способность к физическим усилиям; оптимально раскрывать и использовать свои творческие ресурсы через развитие интуиции и образного мышления; углубленно познать себя (мудрецы считали, что глубокое самопознание является условием душевного здоровья и гармоничного развития личности).

Таким образом, освоение метода релаксации позволяет корректировать нарушенный после потери зрения душевный баланс, снимать излишнее напряжение, перенаправлять негативные эмоции в правильное русло, что помогает адаптироваться инвалиду по зрению к его новому состоянию.

На занятиях кружка психологических знаний, регулярно функционирующего на базе психологического кабинета, слушатели имеют возможность узнать о типах характера людей и разобраться в том, к какому типу они сами относятся, соответственно, научиться определять стратегию и тактику общения с людьми разных типов характера, что дает возможность грамотно решать и даже предвосхищать конфликтные ситуации.

Знания основ саногенного мышления помогут незрячему человеку перенаправить свое мышление в позитивное русло, научиться справляться с эмоциями обиды, вины, стыда, дадут возможность понять чувство любви.

Знакомство с основами теории Э. Берна (теории конфликтного и бесконфликтного общения) дает возможность инвалиду по зрению научиться свободно лавировать в огромном море человеческих конфликтов, находить правильные варианты грамотного взаимодействия с окружающими.

Овладев на занятиях кружка теоретическими знаниями основ психологии, слушатели смогут научиться понимать свое внутреннее состояние, грамотно решать конфликтные ситуации, реализовывать свои коммуникативные способности, что позволит им жить полноценной жизнью.

Еще одним методом коррекции психофизиологического и эмоционального состояния после потери зрения является тренинг социального общения.

Цель тренинга - формирование и закрепление навыков конструктивного, уверенного поведения в межличностном общении в состоянии потери зрения.

В тренинговой группе разыгрываются, а потом прорабатываются и анализируются основные типы ситуаций, в которых наиболее вероятно проявление неадекватных реакций:

просьба, настаивание на своем;

требование;

отказ в просьбе;

высказывание критики;

ответ на критику.

Результатом данной работы становится осознанная и самостоятельно выработанная модель поведения, алгоритм, для которого характерно сочетание адекватной напористости (социализированной агрессии) и уступчивости, тактичности, соответствующей ситуации общения.

По завершении тренинговых упражнений слушатели отмечают свое изменившееся внутреннее состояние, которое теперь уже характеризуется:

более уверенным, но тактичным поведением;

способностью адекватно оценивать свое поведение и корректировать его в зависимости от ситуации;

желанием идти на контакт.


На базе психологического кабинета еженедельно для женщин - инвалидов по зрению проходят встречи в женском клубе «Раскрытие женственности и обретение уверенности в себе».

Цели женского клуба:

развивать свой женский потенциал путём познания себя и своего партнёра;

формировать уважение к мужчине, который находится рядом, и позволять ему быть самим собой;

чувствовать и осознавать, что представляет собой женственность;

соотносить «женское начало» с представлениями и знаниями о себе;

обретать больше уверенности в себе как в Женщине;

познавать секреты привлекательности для мужчин;

учиться уступать мужчине лидерство без «потери себя»;

осваивать некоторые секреты, позволяющие выстраивать гармоничные отношения с мужчинами.

Задачи женского клуба:

Научиться:

понимать себя;

изменять своё привычное, но разрушительное поведение;

находить выход из кризисных состояний;

улучшать «натянутые» партнёрские отношения;

удовлетворять свои потребности;

достигать гармоничного и сбалансированного состояния;

радоваться себе, своим близким и своей жизни.

Итогом данного курса предполагается формирование адекватной активной жизненной позиции женщины после потери зрения, выработка умений и навыков эффективного взаимодействия с мужчинами для укрепления своей женственности и уверенности в себе.

По окончании комплексной психологической реабилитации, являющейся неотъемлемой частью общей социальной реабилитации, слушатели отмечают изменение своего внутреннего состояния, которое выражается в улучшении настроения, в определении ближайших и перспективных планов. Инвалиды по зрению делают выводы о том, что значительно увеличилось их безбарьерное пространство:      стало легче общаться с людьми на улице, научились понимать себя и осознавать желания своих близких, научились контролировать свое внутреннее состояние; все это позволяет им, невзирая на ограничение в зрении, почувствовать себя равными по многим возможностям зрячим людям.


Сборник статей, адресованных реабилитологам, педагогическим работникам, психологам, работающим с людьми с ограниченными по зрению возможностями, и членам семей незрячих, подготовленный психологом ЦРС г. Волоколамск Малышевой О.М.
Сборник статей можно скачать по ссылке ниже

"Найти точку опоры" сборник статей Малышевой О.М.

Психология для жизни. (советы психолога Малышевой Ольги Михайловны)